Статьи

РГАДА

Карты

Источники

Смешные фамилии

Связаться со мной
можно по почте:
,
или телефону
8 915 257-54-45,
звонить можно с 12.00 по 22:00
Спорт и развлечения детей в Москве до 1917 года


Воспитание здорового, физически развитого поколения в царской России обычно начинало обсуждаться высшими органами власти в связи с началом или концом военных кампаний. Поражение в русско-японской войне заставило Николая II, например, в 1906 году созвать при штабе Великого Князя Николая Николаевича комиссию для всестороннего изучения условий казарменной жизни и физического воспитания нижних чинов гвардии. В.Н.Воейков, назначенный председателем Отдела физического развития, предложил составить новую систему обучения войск гимнастике, ввести в войсках спортивные состязания и учредить школы для подготовки руководителей гимнастики и спорта."Государь, интересовавшийся зарождавшимся в войсках спортом, неоднократно посещал занятия гимнастической команды в Царском Селе и благожелательно отнесся к моей мысли учредить главную офицерскую гимнастико-фехтовальную школу. В 1912 году Россия была впервые приглашена участвовать в международных Олимпийских играх в Стокгольме ", - пишет он в своих воспоминаниях. Именным Высочайшим Указом Правительствующему Сенату было учреждено новое ведомство, ведавшее спортом, а 7 июня 1913 года В.Н.Воейков был назначен Главнонаблюдающим за физическим развитием народонаселения Российской Империи.
К началу декабря было созвано особое совещание из представителей всех ведомств, союзов большинства видов спорта и специалистов для обсуждения вопросов, касающихся физического развития детей, а также способов содействия распространения спорта.
Как эта задача решалась в учебных заведениях, относящихся к Московскому учебному округу, рассказывают документы Центрального исторического архива г.Москвы.
В состав этого округа входил ряд губерний Центральной России (Владимирская, Калужская, Костромская, Московская, Нижегородская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская). В ведении Дирекции народных училищ Канцелярии попечителя Московского учебного округа находились начальные городские училища, субсидировавшиеся местными органами власти. Средние учебные заведения (гимназии, реальные училища, лицеи и т.д.) подчинялись непосредственно самому Попечителю.
В 1909 году было введено всеобщее обязательное 4-хлетнее бесплатное образование. Училищный совет Московского городского общественного управления пересмотрел программы и в городских школах, в которых обучались дети от 8 до 12 лет, ввели уроки музыки и гимнастики.
26 ноября 1910 года Городская дума собрала совещание для обсуждения вопроса постановки физического воспитания. Здесь собрались все заинтересованные лица и те, кто уже имел опыт работы с детьми.
Семь подкоммиссий, образованных на совещании, каждая по-своему, должны были решить эту проблему:
1-ая. Спорт и развлечения:
а) игры (обратить внимание на русские народные игры, особенно зимние), детский спорт и развлечения (русская пляска),
б) гимнастика, бег, прыганье, плаванье и высший спорт (гребля, лодки).
2-ая. Физический труд.
3-я. Места для движения:
1) гимнастические залы, площадки, бульвары, сады, пустыри;
2) плацы казарменные, корпусов и юнкерских училищ; дворы и сады учебных заведений средних и высших.
4-ая. Летние колонии, летние сады, экскурсии.
5-ая. Питание, бани, купальни, борьба с пылью. Преподавание и проповедь гигиены, подача первой помощи.
6-я. Организация медико-педагогического наблюдения за физическим воспитанием и учета влияния совокупности (по возможности всех условий физического развития на здоровье учащихся.
7-я. Борьба с алкоголизмом детей.
Совещание пришло к выводу, что многое можно сделать, не затрачивая больших средств. Широкое устройство подвижных игр на открытом воздухе в течение всего года, катки для детей, организация экскурсий на лыжах, отправка учащихся в школьные колонии, бесплатное купание поможет школе решить вопрос физического развития детей и это уже было опробовано на практике различными московскими обществами, кружками и отдельными энтузиастами. При разработке методики преподавания гимнастики в городских училищах опирались на опыт Общества физического воспитания, обобщенного его председателем А.В.Марковниковым, сыном известного химика В.В.Марковникова, в брошюре "Подвижные игры на открытом воздухе" (М.,1910).В ней утверждалось, что "немецкая гимнастика на аппаратах (кольца, брусья, конь и т.д.) совсем непригодна для детей моложе 14 лет и в последнее время в Западной Европе она повсюду заменяется в школах подвижными играми. ...Англичане уже с давних пор не признают никакого другого метода физического воспитания, кроме подвижных игр и всевозможных видов спорта; игры у них тоже носят характер спорта. Здоровье, выносливость и сила англичан такая общеизвестная вещь, что надо удивляться, как остальные нации так долго не обращали внимания на то, каким образом англичане достигают таких результатов в деле физического воспитания. Они скорее способны представить себе любую школу без учебной комнаты, чем школу без площадки для игр." Общество физического воспитания с 1896 года занималось устройством в Москве спортивных площадок, на которых детей учили играть в теннис, футбол, крокет, городки. С малышами проводили игры, которые им особенно пришлись по душе:"Итальянская лапта", "Свечи", "День и ночь", "Гонка мячей в круге", "Пустое место", "Третий лишний", "Гигантские шаги"и др. Зимой на этих площадках заливались катки, в 1909 году впервые был залит каток на проезде Сокольнического круга. Все это было обобщено в Уставе Общества: "Устраивать площадки для подвижных игр на открытом воздухе, как основного метода физического воспитания, а также помещения и приспособления для других видов физических упражнений: гимнастика, катание на коньках, лыжах, велосипедах, с гор, фехтование, борьба, бокс, стрельба в цель, верховая езда, ручные ремесла и т.д.".
А.В.Марковников и его единомышленники вошли в состав 1-ой подкомиссии (спорт и развлечения).
В ноябре 1910 года для преподавателей городских училищ были организованы курсы подвижных игр, которые провел известный в Москве специалист Н.С.Филитис. За 16 часов учителя познакомились с 16-ю подвижными играми, из них тремя с пением.
И до и после Совещания физические воспитание детей в Москве опиралось на содействие различных спортивных обществ. В списке, представленном попечителю Московского учебного округа, их насчитывается более 30-ти. Это Британский спорт-клуб, Замоскворецкий клуб спорта в Москве, Императорский Московский речной яхт-клуб, Московское общество горнолыжного и водного спорта, Московское гребное общество, Московское общество любителей плавания, Русский спортивный кружок, Сокольнический клуб спорта, Спортивное общество банковских служащих в Москве и др. Общество физического воспитания как и прежде устраивало площадки, катки, вход на которые для учащихся был бесплатным, лыжные экскурсии. Сокольнический кружок лыжников в праздничные дни, по вторникам и пятницам бесплатно предоставлял учащимся городских школ свое помещение и 50 пар лыж. В Городском музее учебных пособий шли занятия об организации физического труда на открытом воздухе и в школьном помещении. Московский гимнастический клуб "Сокол" проводил гимнастические праздники. С января 1911 года в 1-ой Анастасьинской рукодельной школе М.Ф.Власова-Большая начала занятия ритмической гимнастикой. Кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом участвовал в разработке мер по этому вопросу, организовал бесплатные лекции для законоучителей и преподавателей городских училищ. Военные предлагали свою помощь в организации "потешных рот".
Летние колонии находились в ведении Общества школьных ваканционных колоний (1886 год основания), устраивавшем их для гимназистов. Колонии для детей мещан, купцов, крестьян сначала устраивались на частные средства. В окрестностях города снималось помещение, обычно земская школа, помещичий дом, нередко отдаваемый в распоряжение детей безвозмездно, заведование хозяйством и присмотр за детьми поручались городской учительнице, у которой могла быть помощница и прислуга в зависимости от количества ребят.
Дети сами убирали свои комнаты, стирали, шили. При многих колониях были огороды, которые дети сами обрабатывали, а урожай могли увезти с собой в город.
Ежедневно они гуляли, а несколько раз за лето совершали дальние походы, на которых учительница старалась ознакомить их с сельским бытом, дать элементарные сведения из ботаники, зоологии. В ненастные дни ребята читали, занимались рукоделием, настольными играми. К началу XX века около Москвы насчитывалось несколько десятков колоний, причем большинство помещались в усадьбах частных владельцев и только пять в земских и частных школах. Для руководства ими образовался особый кружок.
По-иному обстояли дела в гимназиях, реальных училищах и других средних учебных заведениях. По всеобщему мнению, от этих учащихся, будущих студентов высших учебных заведений, требовались в первую очередь знания и неукоснительное соблюдение правил поведения. Спорт приживался здесь с трудом.
Некоторый перелом наступил в 1912 году, когда циркулярами от 26 января и 15 декабря попечителем Московского учебного округа было обращено внимание начальников средних учебных заведений на необходимость принять серьезные меры к тому, чтобы воспитанники проводили свой досуг с наибольшей для себя пользой, усовершенствуя свое развитие и обогащая свой внутренний мир путем разумных занятий", для чего проводить религиозно-нравственные и философские собеседования, руководить чтением в свободное время, для развития литературного вкуса устраивать литературные беседы, поощрять занятия рисованием и музыкой (хор, ученический оркестр), устраивать чтения со световыми картинами, образовательные экскурсии, полезные развлечения в свободное время (крокет, шахматы, катание на коньках, деревянных санках в зимнее время, гимнастические и другие физические упражнения, ручной труд и т.п.). "Как показал опыт многих учебных заведений, такие занятия, доставляя разумное развлечение ученикам, отвлекают их от неподходящего к их возрасту и положению препровождению времени". Директора гимназий обязаны были представлять ежегодные отчеты о внеурочных занятиях своих подопечных.
При подведении первых итогов в 1914 году стало очевидно, что "постановка внеурочных занятий не вполне удовлетворительна, страдает отсутствием плана и руководящей идеи, занятия носят случайный, эпизодический характер и часто страдают односторонностью". И только возникшее в России к тому времени движение скаутов постепенно стало менять такое положение.
Изначально этим вопросом в Москве занялось Московское общество содействия физическому развитию. "Все более усложняющиеся запросы жизни требуют наличности боевой силы, могущей отстоять законные интересы государства",- читаем в протоколе заседания Общества от 18 марта 1910 года,- Между тем призыв к воинской повинности свидетельствует о физическом вырождении населения, т.к. число лиц, непригодных для военной службы с каждым годом увеличивается". Общество обратилось с просьбой к правительственным, городским, земским и епархиальным учреждениям оказать помощь в организации занятий для юношей 10-20-летнего возраста "без различия классов для прохождения ими совместных курсов всевозможных физических упражнений: гимнастика, упражнения на аппаратах, подвижные игры, прогулки, плавание, фехтование, стрельба...". Специально оговаривалось, что все эти занятия будут проходить применительно к войсковым требованиям, будут изучаться строй и разведка", почему и будут именоваться "юными разведчиками".
Вскоре был придуман и способ привлечения мальчишек к этому движению. Стали организовывать при учебных заведениях "потешные роты". Основы их формирования выработали в штабе Московского военного округа и одобрены командующим войсками округа 31 августа 1910 года."Организаторами рот являются частные лица. Войска, к которым эти лица обратятся, должны содействовать в обучении сформированных рот при помощи офицеров и нижних чинов, назначаемых войсковой частью".
28 июля 1911 года в Петербурге Николаем П был произведен первый смотр отрядов "потешных рот". Министерство внутренних дел сообщало московскому губернатору: "Его Величеству благоугодно было обратить высочайшее внимание на достигнутые в столь сравнительно непродолжительное время блестящие результаты обучения детей военному строю и гимнастическим занятиям, на бодрый и веселый вид юных отрядов...". А через три года по указу царя было учреждено общество "Русский скаут".
Программные занятия гимнастикой были введены еще в 1889 году специальной инструкцией Министерства народного просвещения, но это касалось только мужских гимназий и занятия проводились по немецкой или шведской системам, против которых так резко выступал А.В.Марковников. Главный их недостаток, помимо слабого воздействия на сердце и легкие, он видел в невыносимой скуке этих упражнений, навеваемой "при малейшем отсутствии у преподавателя желания оживлять учеников".
Зато немало места в этой инструкции было отведено прогулкам: "На прогулки ... обратить особенное внимание учебного начальства средних учебных заведений и других училищ, расположенных в городах, где дети проводят большую часть времени или в школе, или в тесных квартирах. Несомненно, что прогулки эти, кроме прямой гигиенической цели, оказывают оживляющее влияние на весь организм ребенка, изменяя направление его душевных сил, которые в течение учебного года бывают усиленно сосредоточены на научных занятиях. Признаны уместными гимнастические упражнения и игры на прогулке, кроме того ими следует воспользоваться для географических, естественно-исторических и других учебных целей, например, посещения какой-либо исторической местности, памятника а и т.п."
Прогулка(экскурсия)могла не иметь прямого отношения к гимнастике и только периодически "разнообразиться движением в строевом порядке (с пением), упражнениями в мерном или ускоренном беге, глазомерным определением расстояний, что имеет прямое отношение к физическому и военному образованию".
Постепенно прогулки стали основной формой внеклассной работы. План каждой поездки, согласовывался с Канцелярией Московского учебного округа, через нее решали вопрос о бесплатном размещении экскурсантов в учебных заведениях. При Канцелярии действовала Экскурсионная комиссия, при участии которой с 1914 года стал издаваться "Экскурсионный вестник". Путешествовали не только по России (Крым, Кавказ, Урал, Волга, Москва, Петербург...), заграничные поездки детей были обычным явлением, причем на такие группы оформлялся коллективный заграничный паспорт, учащиеся в пути пользовались различными льготами и привилегиями. При многих гимназиях возникли кружки и общества, девиз которых "Видеть как можно более при наименьших расходах и с наименьшей затратой труда и времени" позволил сделать это движение по-настоящему массовым (в пределах этих учебных заведений).
Так, Общество организации путешествий при Тверской гимназии (1901 год основания) в 1910 году встречало учеников софийских гимназий из Болгарии, которые"отдали визит в ответ на прошлогоднее посещение Болгарии тверскими гимназистами". Расходы взяли на себя Городская управа, Губернская земская управа. Уездная земская управа, само Общество, отдельные жители города.
В Москве преподаватель французского языка Императорского Коммерческого училища А.Л.Турнье с 1904 года устраивал заграничные поездки по Франции и Испании (г. Сан-Себастьян), продолжительность поездки составляла 39 дней, плата за путешествие из Москвы и обратно 390 рублей, сюда включались все издержки (проездные билеты, экипажи, пароходы, трамвай, продовольствие, отели, стирка белья, ванны, чаевые, носильщики и т.п.).
Паломники-учащиеся в Троице-Сергиевской лавре имели право на бесплатное помещение (не более трех суток) и питание, состоящее из братского обеда и ужина, кипятка для чая.
Но дети городской бедноты, рабочих не могли позволить себе таких поездок. Только с 1909 года по инициативе учителя пения Г.К. Ремизова в Москве этих детей стали вывозить за город. Летом 1909 года ездили в Петровско-Разумовское, в имение князя Волконского, проплыли по Москве-реке до Воробьевых гор на пароходах купца Окунева. Для большинства детей эти походы "были не только источником развлечений, но, несомненно, и способом расширения их умственного кругозора, так как многие из них ни разу не бывали за пределами города".В 1912 году в имении Кучино они осмотрели Аэродинамический институт Д.П. Рябушинского, где были представлены всевозможные летательные аппараты, в Сельскохозяйственный институт, Покровское-Стрешнево, на ткацко-прядильную фабрику Арманд в Пушкино, где на "общественном кругу" местным дачным обществом для детей были устроены подвижные игры и садовый дивертисмент с участием артистов. Вот как описано в газетной заметке Л.Козловского возвращение ребят домой: "Когда вышли на шоссе, ведущее к станции, то тысяча детских ног подняла легкое облако пыли, которая золотилась и таяла в косых лучах солнца; тысяча детских рук замахала разноцветными флагами и радужная лента, колыхаясь в золотистой пыли, поплыла вдоль дороги, а за ней бежали взоры и плыли мечты... Куда? Куда-то далеко, в "страну детей", в страну грядущего, где отдых на лугу не будет редким праздником для большинства городских детей, где дети, эти "цветы земли", по прекрасному выражению М.Горького, не будут расти и увядать на камнях мостовой".

Архивный поиск по Москве и Московской области
Координаты. E-mail:,
Тел.: 8 915 257-54-45, звонить можно с 12.00 по 22:00
Архивный поиск по Москве и Московской области
генеалогия, составление родословных, история семьи - сайт "Архивное дело"
Петербургской генеалогический портал