Статьи

РГАДА

Карты

Источники

Смешные фамилии

Связаться со мной
можно по почте:
,
или телефону
8 915 257-54-45,
звонить можно с 12.00 по 22:00
Летние колонии для детей


В наше время летний отдых детей, как правило, связывают с пребыванием в пионерском лагере. Но еще в конце XIX века возникали первые подобные учреждения. Тогда они были известны как "летние колонии". Напомнили о них документы Центрального государственного исторического архива Москвы.
В Москве колониями ведало Общество школьных вакационных колонии, с 1886 года занимавшегося организацией летним отдыхом гимназистов. А попечительница женских училищ Е. Н. Орлова взялась за основание колоний для детей мещан, купцов, крестьян.
В Петербурге первые колонии основало Общество охранения народного здравия. Это были загородные санатории для больных учащихся гимназий. В 1895 году один из гласных Думы открыл первую колонию для начальных училищ.
Устраивали колонии наиболее простым и дешевым способом. В окрестностях города снимали помещения, обыкновенно это были школы или помещичьи дома, отдаваемые хозяевами безвозмездно. Например, в 1898 году в Московской губернии 20 колоний из 25 помещались в усадьбах частных владельцев и только 5 - в земских и частных школах. Закупался самый обычный инвентарь. Заведование хозяйством и присмотр за детьми поручались городской учительнице, изредка у нее была помощница и прислуга в зависимости от количества ребят.
Все делалось сначала на частные средства. Тем не менее, число колоний с каждым годом увеличивалось и для руководства ими образовался особый кружок.
В конце учебного года дети осматривались училищным врачом и только самые ослабленные отправлялись в колонии. На каждого такого ребенка составлялся санитарный листок, на котором врач делал отметки до и после каникул.
В день отъезда дети собирались на вокзалах и вместе с учительницей-заведующей добирались до места отдыха. Нередко большую часть пути приходилось проделывать пешком.
Дети сами убирали свои комнаты, стирали, шили. При многих колониях были огороды, где дети с удовольствием работали, чему в немалой степени способствовало и то, что часть урожая им разрешалось увезти домой.
Ежедневно они гуляли, а несколько раз за лето совершали дальние походы, на которых учительница старалась их ознакомить с сельским бытом, дать элементарные сведения из ботаники, зоологии. Ведь 43-50 % детей, отправлявшихся ежегодно в колонии, никогда не бывали на природе, в деревне. "Они не умеют различать растения одно от другого и не знают животных. Бывали случаи, когда дети овец и свиней принимали за собак и удивлялись, видя, что овцы едят траву; березу называли веником, а когда им растолковывали, что веник и дерево два разных понятия и что дерево, из ветвей которого делается веник, называется березой, тогда они и все другие деревья стали называть березой". Все это говорит еще и о недостатках тогдашнего школьного образования.
В ненастные дни ребятишки читали, занимались рукоделием, настольными играми. "Для чтения чаще всего выбирались статьи по естественной истории. Читалось, например, "О вредных и полезных насекомых" (Комарова), "О перелетных птицах" (Кайгородова), "Как живет хлеб в поле и деревья в лесу" и др.; объяснялось, из какого хлебного растения и как получается белый и черный хлеб, зачем сеется клевер и вика".
Каждый колонист обязан был вести дневник и, как отмечает один из отчетов, "характерную особенность записей составляет, между прочим, частое повторение слов "идти" и "есть", что соответствует вполне действительному положению вещей".
К началу XX века около Москвы насчитывалось несколько десятков колоний. Но несмотря на положительные результаты (дети поправлялись, укрепляли здоровье), многое не устраивало врачей и учителей. Заведующей во всем приходилось полагаться только на себя: снабжение продуктами, надзор- за детьми, хлопоты с транспортом оказывались часто не по силам городским учительницам.
В 1905 году почетный гражданин Москвы В. А. Бахрушин, неоднократно жертвовавший большие суммы на устройство колоний, впервые в своем докладе изложил основные принципы создания новых дач: "При приобретении участка надо..., чтобы поблизости имелась река или озеро, т. к. купанье для детей весьма важно; чтобы местность была по возможности красива и находился лес или роща; чтобы участок имел удобное сообщение с ближайшим городом и отстоял от него не особенно далеко... В центре участка должны строиться так называемые центральные помещения: общая столовая зала, вмещающая в себя по крайней мере 600 человек; кухня с помещением для служащих, образцовая прачечная и непременно с сушилкой... При этом здании может помещаться центральная библиотека с квартирой для заведущего всеми колонистами... На некотором отдалении от центральных зданий должны во все стороны расходиться дачи для самих колонистов... Устройство сада или огорода весьма желательно. Разделять детей по полу и возрасту. Это облегчает надзор и даст возможность более правильно организовать занятия и развлечения. Жизнь отдельной дачи вполне регулируется ее заведующим, но он должен стремиться к тому, чтобы жизнь вверенной ему дачи носила семейный характер и в основу был положен принцип труда... Очень важно, чтобы работа, которой занимаются дети, давала наглядные результаты".
Не скоро возникли колонии, о которых мечтал В. А. Бахрушин. Многие дети вынуждены были лето проводить в городах. Но и здесь энтузиасты пытались что-то для них сделать. Городские пионерские лагеря... Их прототип возник в Москве в 1911 году. Помощник члена Городской управы С. В. Зенченко предложил организовать первый в городе "летний детский сад для слабых детей, учащихся в городских колониях". "Многочисленный опыт городов Западной Европы и опыт Петербурга показывают, что, оставаясь в большом городе, но поставленные в благоприятные условия - питания, пользования воздухом и светом, а также занятий физическим трудом, дети приобретают значительный запас здоровья",- писал он в своем докладе.
7 июня 1911 года при 3-м Сыромятническом мужском училище на Воронцовом поле (современная улица Обуха) такой сад был открыт. 65 детей находились здесь с 8 утра до 6 часов вечера, получая завтрак, обед и чай с молоком. Игры чередовались занятиями столярным делом, садоводством и огородничеством (при училище был большой сад). 210 рублей на приобретение необходимых инструментов выделила Управа, но основные средства составили пожертвования частных лиц.
2 июля заведующий Иван Григорьевич Гутер решил организовать экскурсию. Проехав на трамвае к Измайловской военной богадельне, дети пешком прошли на пасеку Общества акклиматизации животных, посетили музей пчеловодства.
7 августа - праздник. Хор и балалаечники исполнили русские народные песни, были представлены "сцены из народного быта с пением и пляской..." Закончилось все фейерверком.
Подобные "детские сады" стали открываться в Москве каждое лето.

журн. "Народное образование", № 4 1989 г.

Архивный поиск по Москве и Московской области
Координаты. E-mail:,
Тел.: 8 915 257-54-45, звонить можно с 12.00 по 22:00
Архивный поиск по Москве и Московской области
генеалогия, составление родословных, история семьи - сайт "Архивное дело"
Петербургской генеалогический портал