Статьи

РГАДА

Карты

Источники

Смешные фамилии

Связаться со мной
можно по почте:
,
или телефону
8 915 257-54-45,
звонить можно с 12.00 по 22:00
Первая Московская мужская гимназия


Учреждение в России гимназий относится к началу XIX века. Хотя и в XVIII веке существовали училища, смело именовавшиеся гимназиями, но они служили только "пристройкой" к университету, и было их очень мало. Именно таковы гимназии академическая - в Петербурге, университетские - в Москве и Казани.
В Москве при университете открылась в 1755 г. гимназия: одно отделение - для дворян, другое - для разночинцев. Учеников было довольно много, в 1805 г.- уже 912 мальчиков. После великого пожара 1812 г. первая гимназия осталась только в памяти москвичей.
Согласно Уставу народных училищ, утвержденному Екатериной II в 1726 г., во всех губернских городах учреждались не гимназии, а главные народные училища с курсом значительно ниже гимназического. На базе пансиона университета было открыто Московское главное народное училище, преобразованное 2 января 1804 г. в Московскую губернскую гимназию. Она-то, ставшая затем 1-й Московской мужской гимназией, бесспорно принадлежала к числу старейших в России учебных заведений этого типа.
Здесь каждый в свое время учились известные математики В. Я. Цингер, Н. Я. Бугаев (отец поэта Андрея Белого), крупнейшие русские историки М. П. Погодин, С. М. Соловьев, М. С. Корелин, П. Н. Милюков, академик А. И. Соболевский, видный публицист и историк литературы В. Ф. Корш, профессор Московского университета Н. А. Умов, крупный русский физик, директор Харьковского технологического института Н. Шиллер, директор Петербургского. технологического института Д.С. Зернов, видный русский и советский врач-акушер Н. И. Побединский, известный русский и советский зоолог Г. А. Кожевников, знаменитый русский драматург А. Н. Островский, революционер и советский государственный деятель Н. И. Бухарин, писатель И. Г. Эренбург и другие.
Главное народное училище помещалось сначала у Пречистенских ворот в доме князя Г. С. Волконского. В 1819 г. для него, уже преобразованного в гимназию, было специально построено здание на улице Волхонка (ныне это Агрохимассоциация). Московское главное народное училище приняло 105 учеников. Кто были эти мальчики? Представьте себе, что более 57 % первоначального состава учеников принадлежало к крестьянскому сословию, причем больше всего было детей крепостных дворовых, второе место по численности занимали солдатские дети и только третья - дворянские дети. Таким образом, училище оправдало свое название: "народное". В продолжение первого учебного года число учеников все время росло, к начальным 105 прибавилось еще 148. Такая численность (видимо, оптимальная) держалась и позднее.
Срок обучения в училище составлял 4 года. Характер дисциплины и распорядок жизни определялись "Правилами для учащихся".
При открытии училища 5000 рублей пожертвовал на его нужды известный меценат Прокопий Акинфиевич Демидов. Эти деньги позволили образовать пансион, в который принимались дети разного возраста, жившие в нем круглый год и только изредка гостившие в родных местах не более двух недель.
Училища, открывавшиеся в Москве и губернии, находились в юрисдикции Главного народного училища, которое, в свою очередь, контролировали градоначальник Москвы и университет. Университетские профессора дважды в год присутствовали на экзаменах в училище. Приказ общественного призрения и частные лица всех сословий поддерживали училище денежными пособиями и пожертвованиями, приносили в дар книги для библиотеки, инструменты и приборы для учебных кабинетов.
Главное отличие народных училищ, учрежденных Екатериной II, состояло в том, что в них преподавание велось по новому методу (Саганского), введенному ранее в прусских, а затем и в австрийских школах. Сущность этого метода заключалась: "1) в совместном занятии всех учеников и поддержании их внимания, 2) в облегчении ученикам заучивания необходимых для них предметов, 3) в наглядном способе обучения с помощью таблиц, 4) в способе обдумывания и ясного усвоения изучаемого посредством задаваемых вопросов". Не были забыты и педагоги, все важное для них содержалось в "Руководстве учителям", некоторые из положений которого приводим: "Стараться более учители должны об образовании и изощрении разума учеников, нежели о пополнении и упражнении памяти; для изучения наизусть определяются токмо: символ веры, молитва Господня, десять заповедей Божиих, молитвы прежде и после обеда, молитвы на сон грядущий и от сна восставших. Начинать при учении всегда следует с легкого и идти потом к трудному; опрашивать учеников не всегда сряду, однако же лучших всегда наперед, потом посредственных и наконец слабых. Ученики должны отвечать не "да" или "нет", но полною речью; лучше, если они отвечают исправно своими словами, нежели теми, какие находятся в книге".
Уроки длились по часу и начинались зимой с 8-ми часов утра, а летом с 7-ми. Ежедневно, кроме среды и субботы, полагалось по шести уроков, со значительным промежутком после первых трех уроков. Таким образом, уроки продолжались летом от 7 до 10 утра и от 3 до 6 часов вечера. По средам и субботам занимались только утром. Предметы были такие: закон божий, русский язык, арифметика, механика, физика, геометрия, архитектура, книга о должностях человека и гражданина, география, история, естествоведение, латинский язык, немецкий язык, рисование.
В 1804 г. появился "высочайше утвержденный" новый устав учебных заведений, в соответствии с которым положено было иметь в каждом губернском городе по меньшей мере одну гимназию вместо прежнего Главного народного училища, а в каждом уездном городе - одно уездное училище вместо прежних малых народных училищ.
Курс гимназий, как и училищ, был четырехлетний, но для поступления в низший класс гимназии необходимо было знать учебную программу приходских и уездных училищ.
Учреждение гимназий по Уставу 1804 г. преследовало две цели: подготовку к университету и преподавание начального, но полного курса важнейших наук, "необходимых для благовоспитанного человека". На этом основании в курс гимназии включались такие предметы как чистая математика (т. е. алгебра, геометрия, тригонометрия), прикладная математика и физика, философия (логика, всеобщая грамматика, психология и нравоучение), изящные науки (эстетика и риторика) и политические науки (политическая экономия, право естественное и право народное), история с мифологией и древностями, география и статистика, естественная история, латинский язык, немецкий язык, французский язык и рисование.
Постепенно менялся состав учеников, начинали преобладать дети дворян.
Уставы, направляющие деятельность гимназий, обновлялись сравнительно часто. В 1828 г. в них учреждались уже 7 классов. Изменения были существенные: исключению подлежали естественные науки (кроме физики), все части прикладной математики, зато были "усилены" языки латинский и немецкий, которым обучали с первого класса. Началось преподавание древних языков. Впоследствии гимназический курс удлинился еще на один класс. Таким образом, обучение продолжалось 8 лет.
В 1864 году принят новый устав гимназий и прогимназий, "согласно оному" названные учебные заведения делились на классические и реальные. Доступ в университет открывали только первые, последние давали ход только в высшие специальные училища.
Поведение гимназистов определяли специальные правила, за исполнением которых строго надзирали. Так, 27 сентября 1895 г. директор 1-й мужской гимназии получил циркуляр попечителя Московского учебного округа, текст которого напоминает грозное предписание комиссара сельскому голове в гоголевской "Майской ночи": "До сведения моего дошло, что ученики средних учебных заведений г. Москвы, воспользовавшись ослаблением в летнее ваканционное время надзора за ними со стороны педагогического персонала, стали позволять себе уклонения от установленной для них формы одежды и даже нарушение правил, предписанных г. министром народного просвещения относительно поведения учеников вне стен учебных заведений. Так.., суконные фуражки делаются не установленной формы (по образцу офицерских), а с прямой тульей, на манер прусских, летним фуражкам придается совершенно произвольная форма, воротнички рубашек делаются цветные или полосатые, учебные принадлежности... носятся не в ранцах, а связанные ремнями или в платках. Ученики старших классов носят длинные волосы, усы и бороды, иногда встречаются на улицах ученики с тростями, в партикулярных пальто и даже в цветных рубашках (вместо форменных блуз) под форменными пальто. Что же касается поведения учащихся вне стен учебных заведений, то некоторые ученики, вопреки установленным для них правилам, посещают трактиры, кофейни и другие подобные заведения и прогуливаются в позднее время по Тверскому бульвару, Кузнецкому мосту и в пассажах, иногда даже вместе с женщинами вольного поведения". Правила были отменно строги, строго-настрого запрещали все возмутительно вольное, а пуще всего - "участвовать в публичных состязаниях к какому бы роду спорта эти состязания ни относились, как-то бегание на коньках, езда на велосипедах и т. п.". Осуществляли неусыпный надзор за гимназистами помощники классных наставников, которые по установленной для них очереди посещали все "злачные" места города на предмет обнаружения там господ гимназистов. О замеченных нарушителях дисциплины незамедлительно сообщалось начальству. Например, 1 октября 1895 г. зоркое надзирательское око усмотрело на Кузнецком мосту гимназистов 1-й мужской гимназии Калиновского, Инштететова и Куртенера. Что было усмотрено? В незамедлительном рапорте филера особо отмечалось, что гимназист Куртенер позволил себе нарядиться в австрийскую куртку, щеголял большими усами, но самое возмутительное - как ни в чем не бывало прогуливался с молодыми дамами. О дальнейшей судьбе гимназиста Куртенера нам, увы, ничего не известно. Но уж, сомнений нет, наказан он был строго, "примерно".
С помощью специальных журналов, кондуитов, велся учет всех проступков. Курение, опоздания, прогулы, забытые учебники и балловые книжки, "буйное поведение" - за все это полагалась и следовала кара, чаще всего - пребывание под арестом в карцере. Так, мы знаем, что некто Игнатов "грыз подсолнухи и производил шум их шелухой". Последовал арест (в воскресенье!) на 4 часа. Другой "преступник" Монастырев Игорь, "идя из гимназии нес ранец в руках, а пальто накинутым на ранец". Последовал арест на 1 час после уроков. А вот ученик седьмого класса Сергей Роговин и в самом деле отличился особо: "30 ноября 1902 года... отправился в Большой театр, пытаясь проникнуть на репетицию бенефиса Шаляпина, несмотря на запрещение полиции; подвергнут 4-часовому аресту". Наказание на удивление мягкое. Видно сочувствие начальства.
Мы убедились, что поведение гимназистов шлифовалось тщательнейшим образом, и это прежде всего с благородной целью: все силы учащихся направить на глубокое изучение наук. Начальственное рвение приносило плоды: 1-я мужская гимназия Москвы считалась одной из лучших. Успехами своими в немалой степени она была обязана тому, что располагала достаточными средствами для выполнения своих задач. Так, в 1887 г. поступления на содержание гимназии распределялись следующим образом: из государственного казначейства - 34 041 рубль, из сбора в пользу воспитанников пансиона - 27 235 рубля, из сбора на учение - 22 070 рублей, от земства - 300 рублей, из процентов с пожертвованных капиталов - 3480 рублей. Эти суммы говорят о многом. Кстати сказать, плата за учение была введена в этой гимназии в 1819 г. Вплоть до 1838 г. размер платы определялся каждым учебным заведением по своему усмотрению, требовалось лишь разрешение министра народного просвещения. В 1-й гимназии сначала платили 12 рублей ассигнациями, с 1838 г.- плата поднялась до 40 рублей, к 1903 г. она выросла до 100 рублей в год. Но гимназическое обучение никогда не было абсолютно элитным. Помогали льготы. Дети служащих и сироты имели право на бесплатное обучение. Из суммы сбора половина назначалась на награды самым достойным учителям, вторая половина делилась на пособия бедным ученикам и "экономические" суммы.
Фундаментальная библиотека гимназии насчитывала 11 863 тома книг (3193 названий). В среднем ежегодно приобреталось 135 томов. Сколько это стоило? Документ отвечает: менее трехсот рублей! Была еще ученическая библиотека. Книг в ней имелось не намного меньше, чем в фундаментальной. И во всем была забота об удобстве читателей. Для ускорения выдачи книг и облегчения их выбора библиотекарь выдавал каждому гимназисту по печатному экземпляру систематического каталога.
Кабинеты гимназии изобиловали наглядными пособиями, как отмечает документ , "яко реки рыбой". Например, в печальной памяти 1904 г. физический кабинет гимназии располагал 265 приборами; в естественно-историческом кабинете имелось 306 муляжей (зоология) и 30 000 засушенных растений. Для преподавания зоологии и ботаники было приобретено 55 настенных пособий, географии - 20 прекрасных географических карт, 2 глобуса, 32 картины, для уроков рисования - 166 гипсовых моделей, 13 из дерева и металла. Перечисление можно продолжить.
Насколько необычен (по нынешним меркам) был подход к изучению литературы, истории, можно судить хотя бы по списку тем, предложенных в 1869 г. ученикам 7 класса: "Значение сентенции: "Познай самого себя", "Нужда - великий учитель", "В чем состоит образование?", "Какое влияние на греков и римлян имели публичные речи?", "Недовольство собой: полезные и вредные стороны этого душевного состояния"... Темы, которые сами собой заставляют задуматься, увлекают.
Педагогический персонал гимназии был тесно связан с Московским университетом. Для многих преподавателей гимназическая кафедра представляла начальную ступень, далее естественным было восхождение на профессорскую кафедру. Профессора таким путем вырастали славные, их имена упоминаются в истории российского просвещения: С. М. Ивашковский, Д. С. Коссович, Н. С. Тихонравов, В. И. Сергеевич, И. Л. Дювернуа, Г. И. Перетяткович, А. И. Кирпичников, И. С. Ромека.
Преподавал в гимназии замечательный литературный критик и поэт А. А. Григорьев.
В памяти выпускников гимназии сохранился такой случай, характеризующий отношение преподавателей к ученикам. В 1836 г. инспектором гимназии был назначен старший учитель математики П. Н. Погорельский, проявивший редкую энергию: он улучшил состав надзирателей, улучшил преподавание новых языков. В это время в гимназии учился очень старательный, способный мальчик, сын небогатых родителей из непривилегированного сословия, которые, по обычаю того времени, забрали его по окончании младших классов из гимназии и посадили за прилавок, вести торговлю. П. Н. Погорельский, проходя как-то по Ножевой линии в Торговых рядах, увидел "молодого торговца". "Ты зачем здесь?" - удивился инспектор гимназии. Когда же отрок все ему рассказал, Погорельский тут же бросился выручать способного ученика и убедил родителей вернуть сына в гимназию. Продолжение этой истории имеет вполне счастливый конец: "неудавшийся купец" после гимназии поступил в университет, на медицинский факультет. Это был А. Г. Тарасенков, будущий домашний врач Н. В. Гоголя, оставивший описание последних дней жизни писателя.
При гимназии была своя церковь. 3 октября 1854 г. совершалось ее освящение, она получила имя святого Стефана Пермского, память которого истово почиталась 26 апреля: в день открытия старой университетской гимназии и Московского университета. Так говорят верные документы, подтверждая подлинность кровной связи 1-й московской гимназии с университетом, который давал ей замечательных педагогов, на что в ответ гимназия, не оставаясь в долгу, благодарно готовила для университета своих питомцев, из которых там вырастали профессора, не позволявшие дремать творческой, светлой мысли родной, несравненной Отчизны.

журн."Народное образование" № 2 1991 г.

Архивный поиск по Москве и Московской области
Координаты. E-mail:,
Тел.: 8 915 257-54-45, звонить можно с 12.00 по 22:00
Архивный поиск по Москве и Московской области
генеалогия, составление родословных, история семьи - сайт "Архивное дело"
Петербургской генеалогический портал